Счетная палата Республики Узбекистан является высшим органом государственного внешнего аудита и финансового контроля.
Основными задачами Счетной палаты являются
- проведение экспертизы проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан, проектов бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента и анализ фискальной стратегии на среднесрочный период;
- осуществление аудита обеспеченности принимаемых государственных и территориальных программ источниками финансирования;
- осуществление государственного контроля за правильным применением требований законодательства о государственных закупках;
- осуществление контроля за соблюдением порядка обеспечения открытости бюджетного процесса;
- изучение и контроль полноты поступлений средств в бюджеты бюджетной системы и иные фонды, созданные в установленном порядке, а также реализации мер, направленных на сокращение теневой экономики;
- выявление и мобилизация резервов увеличения доходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке;
- проведение аудита эффективности и законности осуществляемых расходов бюджетов бюджетной системы и иных фондов, созданных в установленном порядке, выявление возможности по их сокращению на всех уровнях;
- осуществление оценки целесообразности и обоснованности инвестиционных проектов, реализуемых за счет средств бюджетов бюджетной системы и государственных заимствований;
- выработка предложений по совершенствованию налогового, таможенного и бюджетного законодательства, внедрению современных методов бюджетного планирования путем обобщения и изучения причин системных нарушений, а также международного опыта;
- осуществление оценки оптимальности соотношения между республиканским бюджетом Республики Узбекистан и бюджетом Республики Каракалпакстан, местными бюджетами областей и города Ташкента, правильности разграничения доходных полномочий и расходных обязательств органов государственной власти на местах, выработка предложений по обеспечению их финансовой самодостаточности;
- организация и осуществление контроля за полным и своевременным исполнением решений и поручений Президента Республики Узбекистан;
- осуществление контроля за реализацией в органах государственного управления, а также в учреждениях и организациях с долей участия государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более, мер по внедрению системы внутреннего антикоррупционного контроля, а также ее эффективному функционированию.
- Счетную палату возглавляет председатель Счетной палаты, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан. Указы Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности председателя Счетной палаты утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Полномочия председателя Счетной палаты.
Должностные лица Счетной палаты при исполнении служебных обязанностей имеют права.
Должностные лица Счетной палаты не вправе
- замещать иные должности в органах государственного и хозяйственного управления, в органах государственной власти на местах и других организациях;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- вступать в политическую партию в период осуществления ими своих полномочий.
Полномочия Счетной палаты
- запрашивает и получает от органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах, других государственных органов и иных организаций материалы, сведения и разъяснения по вопросам, входящим в ее полномочия;
- получает доступ к базе данных государственных органов и иных организаций в режиме реального времени, в том числе банков, используемых для реализации возложенных на нее задач;
- запрашивает и получает от Министерства финансов Республики Узбекистан и Центрального банка Республики Узбекистан сведения о движении государственных средств по банковским счетам и единому казначейскому счету;
- привлекает в пределах своих полномочий для проведения контроля государственные органы и их представителей, негосударственные аудиторские службы и отдельных специалистов;
- привлекает работников финансовых, налоговых и других государственных органов к осуществляемому контролю по оценке правильности прогноза доходов Государственного бюджета, расширению налогооблагаемой базы, обеспечению полноты собираемости налогов и учета объектов налогообложения;
- осуществляет предварительный и последующий контроль в рамках возложенных на нее задач и полномочий;
- осуществляет контроль за поступлением финансовых и иных средств политическим партиям и их целевым использованием;
- представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение по проекту закона о Государственном бюджете и фискальной стратегии на среднесрочный период, а также по проекту закона, предусматривающего внесение изменений дополнений в закон о Государственном бюджете, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента заключение соответственно по проектам бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
- осуществляет внешний аудит и оценку ежегодного отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Узбекистан и бюджетов государственных целевых фондов, а также бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента;
- осуществляет контроль за законностью формирования, целевого и эффективного расходования средств Кабинета Министров Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан на банковских счетах;
- осуществляет контроль за формированием и использованием средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, а также иных фондов, созданных в установленном порядке;
- осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Центрального банка Республики Узбекистан, его структурных подразделений и учреждений;
- вносит по результатам контроля предписания, представления, аналитические записки и заключения;
- передает соответствующие материалы в правоохранительные органы при выявлении данных, указывающих на признаки преступлений, в том числе признаки коррупционных правонарушений в период проведения контроля;
- вносит по результатам контроля предложения по повышению эффективности деятельности государственных органов и иных организаций;
- вносит в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о привлечении к ответственности руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах и иных организаций за неполное и несвоевременное исполнение решений и поручений Президента Республики Узбекистан, в том числе за неполное, недостоверное и несвоевременное предоставление информации о ходе их исполнения посредством информационной системы «ijro.gov.uz», а также несвоевременную реализацию мер по внедрению и эффективному функционированию системы внутреннего антикоррупционного контроля;
- организовывает взаимодействие с Министерством финансов Республики Узбекистан и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан, в том числе по вопросам планирования и проведения совместного контроля бюджетных организаций, получателей бюджетных средств, иных государственных органов и организаций;
- выдает заключение по всем вопросам, подлежащим предварительному согласованию со Счетной палатой;
- привлекает в установленном порядке к административной ответственности лиц, виновных в нарушении бюджетной и сметно-штатной дисциплины, а также воспрепятствовании законной деятельности Счетной палаты;
- вправе обращаться в суд в целях защиты экономических интересов Республики Узбекистан без уплаты государственной пошлины.
- принимает нормативно-правовые акты по вопросам, входящим в ее полномочия.
Счетная палата организует свою деятельность на основе годовой программы контрольных работ, которая формируется исходя из необходимости обеспечения действенного системного контроля за вопросами, входящими в полномочия Счетной палаты. Годовая программа контрольных работ утверждается председателем Счетной палаты.
Структура счетной палаты Республики Узбекистан