Государственный контроль за соблюдением законодательства в области почтовой связи осуществляет Государственная инспекция по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан («Узкомназорат»).
Основные понятия:
- адресат — юридическое или физическое лицо, которому пересылается почтовое или курьерское отправление;
- письменная корреспонденция — простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, бандероли, мелкие пакеты, отправления для слепых и мешки «М»;
- курьерские отправления — отправления с документами и (или) товарным вложением, пересылка которых осуществляется через почтового курьера;
- посылка — регистрируемое почтовое отправление с товарным вложением установленного размера, массы и упаковки;
- почтовая связь — вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс средств и объектов почтовой связи, обеспечивающий оказание услуг почтовой связи; и другие.
Услуги почтовой связи оказываются операторами и провайдерами почтовой связи в виде почтовых, курьерских и иных видов почтовых услуг на договорной основе.
К почтовым услугам относится пересылка почтовых отправлений, в том числе в режиме ускоренной почты.
Операторами и провайдерами почтовой связи также могут оказываться следующие виды почтовых услуг:
- досылка и возвращение почтовых отправлений;
- упаковка письменной корреспонденции и посылок;
- заполнение бланков сопроводительных адресов к почтовым отправлениям, описей вложения, бланков почтовых переводов денежных средств и других бланков;
- написание адресов и письменных сообщений;
- оказание услуг почтовой связи на дому;
- осуществление телеграфных и иных сообщений; и другие.
Правила оказания услуг почтовой связи должны содержать:
- требования по организации обслуживания пользователей;
- порядок использования именных вещей (штампов, штемпелей, печатей) операторов почтовой связи;
- стандарты оформления почтовых и курьерских отправлений;
- виды почтовых и курьерских отправлений и их технические характеристики (предельные размеры, масса, упаковка и другие);
- порядок пересылки почтовых и курьерских отправлений;
- сроки хранения почтовых и курьерских отправлений;
- условия досылки и возврата почтовых и курьерских отправлений;
- перечень предметов и веществ, запрещенных и ограниченных к пересылке по сети почтовой связи;
- порядок задержки и осмотра почтовых и курьерских отправлений;
- порядок рассмотрения претензий пользователей; и другие.
- Тайну почтовой связи составляет информация об адресных данных пользователей, о почтовых и курьерских отправлениях и их содержании, иные сообщения, входящие в сферу деятельности операторов и провайдеров почтовой связи, а также сами почтовые и курьерские отправления.
- Тайна переписки гарантируется государством.
- Операторы и провайдеры почтовой связи гарантируют соблюдение тайны почтовой связи. Все работники операторов и провайдеров почтовой связи обязаны хранить тайну почтовой связи.
Безопасность почтовой связи представляет собой определенный законодательством комплекс мероприятий, направленных на защиту тайны почтовой связи, обеспечение сохранности почтовых и курьерских отправлений, средств почтовой связи.
При оказании услуг почтовой связи операторы и провайдеры почтовой связи принимают меры для обеспечения безопасности жизни и здоровья пользователей и работников операторов и провайдеров почтовой связи.
- Оператор и провайдер почтовой связи имеют право задерживать почтовые и курьерские отправления, содержимое которых запрещено к пересылке по сети почтовой связи.
- Плата за услуги почтовой связи осуществляется на договорной основе по тарифам, устанавливаемым оператором и (или) провайдером почтовой связи.
Операторы и провайдеры почтовой связи имеют право:
- оказывать услуги почтовой связи;
- предоставлять банковские услуги и операции на основе аутсорсинга, осуществлять деятельность по электронной коммерции, в том числе по хранению и доставке товаров в соответствии с законодательством;
- использовать эмблему в своей деятельности.
Операторы и провайдеры почтовой связи обязаны:
- осуществлять деятельность в области почтовой связи в соответствии с законодательством о почтовой связи;
- обеспечить всем пользователям доступ к услугам почтовой связи;
- обеспечить качество оказываемых услуг почтовой связи;
- обеспечить безопасность почтовой связи;
- приостанавливать оказание услуг почтовой связи в случае нарушения пользователем требований, установленных Правилами оказания услуг почтовой связи; и другие.
Пользователи имеют право на:
- получение универсальных почтовых услуг на всей территории Республики Узбекистан;
- доступ к информации о своих правах и обязанностях, Правилах оказания услуг почтовой связи, об оказываемых услугах и тарифах на них;
- получение почтовых и курьерских отправлений по своему почтовому адресу до востребования или в почтомате;
- отказ от поступивших в их почтовый адрес почтовых или курьерских отправлений;
- самостоятельное определение суммы оценки вложения отправления с объявленной ценностью соответственно реальной стоимости вложения; и другие.
Пользователи обязаны:
- соблюдать требования Закона и Правил оказания услуг почтовой связи;
- осуществлять плату за оказанные им услуги почтовой связи;
- не допускать к пересылке запрещенные вещества и предметы;
- не предпринимать действий, направленных на снижение качества работы операторов и провайдеров почтовой связи.
За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи операторы и провайдеры почтовой связи возмещают причиненные пользователям убытки в соответствии с законодательством.
Порядок и сроки предъявления претензий.