Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана на заседании 7 октября приняла закон о запрете съёмки граждан без их согласия, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента.
Документ устанавливает обязательное получение согласия на съёмку и использование изображения личности, а также закрепляет, что дети являются самостоятельными субъектами права при записи и распространении их изображения.
Закон также определяет исключения (они не были озвучены на заседании, но публиковались в проекте в марте, хотя во время доработки могли быть изменены), когда допускается съёмка без согласия лица, и устанавливает требования по обеспечению неприкосновенности частной жизни при ведении видеонаблюдения.
При съёмке несовершеннолетних, не достигших 16 лет, согласие должно быть дано одним из родителей или опекуном. Кроме того, в случае установки видеонаблюдения в общественных местах обязательно должно быть размещено предупреждение о ведении съёмки — в видном месте и доступной форме.
Первоначально проект запрещал установку видеокамер «в местах, где люди находятся полностью или частично без одежды». Однако выражение «частично без одежды» могло вызывать разночтения при правоприменении, поэтому формулировка уточнена. Теперь в законе чётко указано, что видеонаблюдение запрещено в раздевалках, туалетах и аналогичных помещениях.
Статью 46−1 Кодекса об административной ответственности, которая сегодня предусматривает наказание за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия, предлагается дополнить новой нормой. В частности, за использование скрытых технических средств (скрытая камера или диктофон) для получения указанных сведений будет предусматриваться штраф от 10 до 40 базовых расчётных величин (от 4,12 млн до 16,48 млн сумов) с конфискацией устройства.
В первой части статьи установлена ответственность за сбор и распространение таких данных, а во второй части — за использование. Эта часть норма вызвала споры среди депутатов. 10 из них проголосовали за текущую редакцию статьи, 108 парламентариев поддержали, 6 воздержались.
Докладчик заявил, что законопроект прошёл лингвистическую экспертизу и получил положительное заключение юридического управления.
За принятие закона во втором и третьем чтениях проголосовали 121 депутат без единого голоса против. Документ направлен в Сенат.
Министерство юстиции публиковало для обсуждения аналогичный законопроект в феврале 2020 года. Документ тогда собрал 48 замечаний, большинство комментаторов были против законопроекта из-за возможной угрозы свободе слова.
В марте этого года Минюст снова опубликовало законопроект с предложением ввести запрет на съёмку граждан без разрешения. Если пять лет назад под использованием изображения гражданина понималось его распространение, обработка и демонстрация, то теперь это понятие может охватить разглашение, хранение и публикацию.