В Узбекистане начаты исследовательские работы по выпуску цифрового сума. Об этом заместитель председателя Центрального банка Нодирбек Очилов заявил в конце ноября на круглом столе, посвящённом значению плавающего валютного курса в условиях инфляционного таргетирования, отвечая на вопрос о перспективах цифровой национальной валюты.
По его словам, с 2023 года регулятор уделяет внимание цифровым валютам в рамках развития цифровой экономики.
«В условиях развития цифровой экономики и цифровых трансформационных изменений, начиная с 2023 года, мы реализуем основные проекты — если обратить внимание на приложения, то значению цифровых валют уделялось внимание, и Центральный банк уже представлял краткие обзоры и приложения по внедрению цифровой валюты в экономику», — сказал он.
По его словам, вопрос цифрового сума рассматривался и на уровне президента.
«Поскольку на сегодняшний день этот вопрос становится ещё более актуальным, он был представлен и на совещании у главы нашего государства. На первом этапе Центральный банк изучает вопрос выпуска цифрового сума, всесторонне исследует его», — сообщил замглавы ЦБ.
Он отметил, что аналогичные процессы находятся на стадии исследований и в других странах, включая торговых партнёров Узбекистана.
«Следует отметить, что во многих странах исследования в сфере цифровых валют, цифровых национальных валют только начались. В странах — наших торговых партнёрах, а также в целом в развитых государствах, этот процесс также находится на стадии исследований», — сказал Очилов.
В качестве примера он привёл сотрудничество с Центральным банком Швейцарии.
«Например, недавно мы совместно с Центральным банком Швейцарии проводили семинары в рамках сотрудничества, и у них данный процесс тоже находится на исследовательской стадии. Речь идёт о цифровой валюте Центрального банка», — отметил он.
По его словам, активное развитие криптоактивов стало дополнительным фактором для изучения цифровых валют центральных банков.
«Поскольку в условиях активного развития криптоактивов во всех центральных банках начались обсуждения и работы по внедрению цифровой валюты Центрального банка, которая могла бы стать альтернативой криптоактивам. У нас также созданы исследовательские группы и начаты соответствующие исследования», — заявил зампред ЦБ.
Он добавил, что сейчас рассматриваются различные модели цифрового сума.
«Существует несколько направлений: это может быть розничная цифровая валюта или оптовая цифровая валюта, которая будет использоваться только в межбанковском обороте. В настоящее время мы формируем свои подходы по различным направлениям», — сказал он.
По словам Очилова, более конкретные решения ожидаются в начале следующего года.
«По этому вопросу в начале следующего года появятся новости, и, безусловно, с участием вас, а также банков, эти вопросы будут обсуждаться. Процесс начат — в целом можно сказать, что процесс запущен», — отметил он.
Он также описал этапность дальнейшей работы.
«На первом этапе изучаются различные направления внедрения, на втором этапе — с точки зрения Центрального банка — будет более глубоко изучено, какие эффекты окажет внедрение: прежде всего с позиции оптовой цифровой валюты или розничной, с практической точки зрения. После этого в начале следующего года будут даны окончательные выводы», — заключил зампред ЦБ.
Согласно программе поддержки сферы финансовых технологий на 2025−2026 годы, утверждённой постановлением президента в конце ноября, в Узбекистане планируется разработка дорожной карты по проведению эксперимента с использованием цифровой валюты Центрального банка в качестве платёжного средства.
Документом предусмотрено, что к апрелю 2026 года ответственные ведомства на основе рекомендаций международных консалтинговых компаний должны разработать и утвердить дорожную карту по внедрению цифровой валюты.
Ранее, в сентябре, председатель Центробанка Тимур Ишметов заявил о необходимости рассмотрения выпуска собственной цифровой валюты. По его словам, она может использоваться в розничных платежах населения и бизнеса, в операциях между Центральным банком и коммерческими банками, а также в транзакциях ЦБ с другими странами.
«У нас есть желание изучить все варианты и протестировать их», — подчеркнул он.
Первый заместитель директора Национального агентства перспективных проектов (НАПП) Вячеслав Пак отмечал, что планируется протестировать использование стейблкоинов (цифровых валют) в качестве средства платежа и запустить токенизированные акции.
Цифровая валюта Центрального банка — это электронная форма национальных денег, которую выпускает и гарантирует центральный банк страны. По своей сути это «цифровая наличность»: она имеет тот же правовой статус, что и обычные деньги, но существует в цифровом виде.
Розничная цифровая валюта предназначена для населения и бизнеса — для повседневных платежей, переводов, оплаты товаров и услуг. Оптовая используется только финансовыми институтами — в межбанковских расчётах, операциях между центральным банком и коммерческими банками, а также в международных транзакциях.
Цифровая валюта может сделать переводы быстрее, дешевле и доступнее, в том числе без участия множества посредников.
На фоне роста криптовалют центральные банки ищут государственную цифровую альтернативу, сохраняющую контроль и стабильность денежной системы.